Опасные ситуации на дороге. Отказ тормозов!
Опасные ситуации на дороге. Отказ тормозов!
Поломки автомобиля, как правило, не происходят внезапно. Транспортное средство в большинстве случаев подает водителю сигнал в виде скрипов, стуков, нарушения привычного режима работы. Однако случается и так, что одна из систем транспортного средства перестает работать прямо на дороге, в процессе движения авто. Наиболее опасен в такой ситуации отказ тормозной системы. Что же делать, оказавшись за рулем мчащейся без тормозов машины? Как остаться в живых самому, и сохранить в целости ценное имущество?
Начнем с того, что тормозная система современных легковых ТС состоит из двух раздельных контуров. Поломка в одном из них практически никак не влияет на работу другого, но субъективно, при нажатии на педаль тормоза, водитель ощущает полное проваливание педали. Создается впечатление, что тормозов нет совсем. Между тем, автомобиль все же останавливается, хотя динамика замедления при этом намного хуже, чем на исправном авто.
«Прокачка» педали
Меры, предпринимаемые опытным водителем в рассматриваемой ситуации, заключаются в попытке «прокачать» тормоза. Для этого следует несколько раз энергично нажать на педаль, отслеживая реакцию транспортного средства. Если причина отказа заключается в поломке одного из тормозных цилиндров и разгерметизации контуров, то вышеописанные действия позволяют несколько повысить давление в системе, увеличив при этом интенсивность работы оставшегося цилиндра. Ситуации, подобные этой, чаще происходят при нарушениях в работе передних тормозных механизмов. Исчезновение или снижение тормозных усилий заднего тормоза часто остается вовсе незамеченным.
Попытка «прокачать» тормоз является далеко не единственным способом остановить неисправный автомобиль, и может предприниматься только в ситуациях, не требующих экстренного торможения (движение по ровной пустой дороге). К сожалению, об отказе тормозов водитель часто узнает лишь тогда, когда ими необходимо воспользоваться. Поэтому вспомним о других способах остановить ТС без использования основного тормоза. Их существует немало.
Использование стояночного тормоза
Так, вторым по популярности действием, которое рекомендуют профессиональные водители, является использование стояночного тормоза (ручник). Интенсивность замедления при его поднятии также не будет слишком высока, но вполне позволит остановить автомобиль на сравнительно небольшом участке дороги. Важно помнить, что тормозные колодки задних колес при поднятии рычага ручного тормоза приводятся в действие тросовым механизмом (за исключением авто с гидравлическим ручным тормозом), то есть разжимать их приходится практически при помощи силы рук.
Недостатком использования ручного тормоза является невозможность приложения к рычагу большого усилия. Если действие производится «на ходу», есть риск сорвать трос. Помимо этого, резкое затягивание «ручника» создает риск блокировки задних колес и возникновения заноса. Это особенно актуально на зимней дороге, когда сцепление колес с покрытием недостаточно велико.
Торможение двигателем
Такой прием, как торможение двигателем, дает наилучшие результаты в сочетании со способами торможения, рассмотренными в предыдущих разделах данной статьи. Однако он может быть использован и как самостоятельный метод остановки автомобиля.
Торможение в данном случае выполняется следующим образом. При движении транспортного средства на скорости более 100 км в час на пятой передаче водителю необходимо просто отпустить педаль газа. При этом на инжекторных автомобилях блокируется подача топлива. Начинается обратный процесс. Не двигатель раскручивает колеса, а колеса приводят в движение маховик. Двигательная энергия теряется, транспортное средство снижает скорость. При достижении скорости 90 км в час передачу переключают в обратном порядке, на четвертую. Обороты двигателя повышаются, что приводит к увеличению энергозатрат на его раскрутку колесами. Скорость, соответственно, продолжает снижаться. В дальнейшем переключение на пониженную передачу производят в соответствии с обычным режимом работы двигателя до минимально возможной на первой передаче скорости.
Контактные способы торможения
Все рассмотренные выше методики, несмотря на свою относительную эффективность, могут применяться лишь в случаях плавного торможения. Быстро остановить авто с их помощью невозможно. Ситуации, когда остановить авто необходимо максимально быстро (препятствие на дороге), применяют более кардинальные способы.
Так, дорожная ситуация нередко диктует необходимость использования методики контактной остановки. При этом автомобиль останавливают «притиранием» к поверхности дорожного ограждения, к другим транспортным средствам или строениям. Контакт должен производиться боковой частью авто, быть скользящим, не разрушительным. При грамотном применении метода повреждения машины оказываются не слишком велики, позволяя в дальнейшем восстановить «железного коня».
Торможение боковым скольжением
Подобный метод экстренной остановки автомобиля весьма сложен в исполнении, и может продуктивно применяться только людьми, прошедшими специальную подготовку. При торможении боковым скольжением авто умышленно срывают на юз, кратковременно блокируя задние колеса сильным рывком за рычаг ручного тормоза, и выставляют поперек дороги. Скольжение боком прекрасно гасит инерцию транспортного средства, однако сопровождается высоким риском опрокидывания автомобиля, либо его выкатывания за пределы дорожного полотна.
Торможение выездом за пределы дорожного пространства
Торможение выездом с дороги является крайне опасным маневром, и должно применяться только в случаях, когда речь идет о предотвращении тяжелых ДТП, в которых присутствует высокая вероятность гибели людей.
Выезд осуществляют под углом, максимально близким к прямому, не вскользь. При этом автомобиль упрется в дно придорожного кювета передней частью и остановится. При скатывании под острыми углами транспортное средство в большинстве случаев переворачивается.