Однако этим дело не ограничится: МВД анонсировало усиление ответственности за целый блок нарушений. Некоторые проекты находятся пока только в стадии разработки, однако ряд законопроектов уже активно рассматривают в Госдуме. Сами полицейские объяснили, что собираются усилить ответственность только за «наиболее опасные нарушения». При этом помимо МВД изменить систему наказаний для водителей хотят и в других ведомствах. Мы разобрались, к чему автомобилистам следует готовиться уже в ближайшее время
Побег с места ДТП
Законопроект, устанавливающий уголовную ответственность для скрывшихся с места ДТП водителей, уже прошел процедуру первого чтения в Госдуме. Речь идет об авариях, в которых есть пострадавшие или погибшие. Если поправки будут окончательно одобрены депутатами, то сбежавшим водителям за причинение тяжкого вреда здоровью будет грозить до четырех лет заключения, если же в ДТП есть погибшие — от четырех до девяти лет лишения свободы. Нынешняя редакция УК РФ предполагает до двух лет лишения свободы и от трех до семи лет соответственно. Таким образом, нарушителей приравняют к пьяным виновникам аварий.
Автором законопроекта выступило МВД. По его мнению, этот документ должен устранить существующий пробел в уголовно-правовом регулировании. В ведомстве объяснили, что скрывшегося водителя невозможно проверить на наличие алкоголя в крови, поэтому по действующему законодательству он по умолчанию считается трезвым, что нередко позволяет нарушителю избежать более сурового наказания. Документ также нашел поддержку у Минюста, Государственно-правового управления Администрации президента и Верховного суда.
«Пьяные» ДТП
Ужесточения ждут и нетрезвых виновников ДТП. Сроки лишения свободы за такие аварии будут сравнимы с наказанием для убийц. За аварию с одним погибшим водителя, находившего в состоянии алкогольного опьянения, могут отправить в тюрьму на срок от 5 до 12 лет лишения свободы (сейчас от 2 до 5 лет). Если жертвами аварии стали два человека и более, то виновника посадят на 8–15 лет (сейчас от 4 до 9 лет). Из-за причинения тяжкого вреда здоровью пьяному водителю будет грозить от 3 до 7 лет лишения свободы (сейчас до 4 лет).
Соответствующие изменения планируют внести в ст. 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»). Законопроект уже поступил в Госдуму и может быть рассмотрен до конца весенний сессии. Документ, в свою очередь, поддержали Верховный суд и правительство РФ. В МВД считают, что действующее наказание не сдерживает граждан от вождения в пьяном виде. Так, в 2018 г. по вине нетрезвых водителей в России погибли 4,6 тыс. человек, что превышает показатели 2017 года.
Езда без прав
Также МВД планирует жестче бороться с любителями прокатиться без прав. В ведомстве считают нынешнее наказание за это нарушение (штраф от 5 до 15 тыс. руб.) недостаточным. Поэтому полицейские предложили ввести повышенную ответственность за повторное управление транспортным средством лицом, не имеющим удостоверения. О каких именно мерах идет речь, в МВД пока не сообщают.
В ведомстве объяснили, что нынешние санкции в виде не самого крупного штрафа не воспринимаются нарушителями как наказание. По статистке, с 2016 г. в России за неоднократную езду без прав к ответственности были привлечены 82,5 тыс. человек. Из этих нарушителей 7,5 тыс. задерживались сотрудниками Госавтоинспекции пять и более раз.
Систематическое нарушение ПДД
Злостные нарушители ПДД и вовсе рискуют остаться без водительских удостоверений. Лишать их прав МВД планирует на срок от года до полутора лет. Такие санкции предусматриваются за нарушение одних и тех же правил дорожного движения более трех раз в течение года. Однако нарушения не будут считаться повторными, если их зафиксировали камеры.
Кроме этого водителей, систематически нарушающих правила дорожного движения, хотят лишить возможности заплатить штраф со скидкой. Прежде всего речь идет о превышении скоростного режима. По данным ГИБДД, сейчас это самое популярное правонарушение в России.
Непропуск автомобилей экстренных служб
В планах МВД значится и усиление ответственности за непропуск автомобилей экстренных служб. Подробности инициативы ведомство раскрывать пока не стало. В Госдуму подобные законопроекты поступали уже неоднократно. В частности, вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предлагала за это запрещать управлять транспортным средством сроком от полутора до двух лет. При этом если задержка автомобиля скорой помощи привела к смерти больного, водителю будет грозить уголовная ответственность и лишение свободы на срок до четырех лет. В свою очередь депутаты «Единой России» предложили увеличить штрафы за непропуск машин с включенным проблесковым маячком до 1500 рублей. Однако все эти проекты Госдумой приняты не были.
Сейчас непредоставление преимущества транспорту с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами наказывается штрафом в размере 500 руб., но в Москве или Санкт-Петербурге сумма составляет 3000 рублей. Однако если речь идет о машинах оперативных служб со специальной раскраской (пожарные, полиция, скорая помощь, МЧС и другие), то в качестве наказания предусмотрено уже лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев либо только штраф в 500 рублей.
Проезд на красный свет
К наиболее опасным нарушениям МВД причисляет и проезд на красный свет. Ужесточение наказания за это нарушение также было анонсировано ведомством на ближайшее время. Как в случае с непропуском машин экстренных служб, подробности этого проекта полицейские распространять не стали. Вероятнее всего, помимо увеличения суммы штрафа за проезд на красный свет, ведомство предложит отбирать права за повторное нарушение на срок до года.
Сейчас игнорирование сигналов светофора обойдется водителю в 1000 рублей. На данный момент проезд на красный наряду с превышением скорости является одним из самых распространенных нарушений в России. При оплате штрафа водитель может воспользоваться скидкой в 50%, то есть заплатить 500 рублей.
Езда с нечитаемыми номерами
Штраф в 5 тыс. руб. за езду с подложными и нечитаемыми номерами полицейских, напротив, устраивает. Однако в МВД посчитали, что из-за тяжести этого нарушение водителям не должна предоставляться скидка при своевременной оплате постановления.
Помимо денежного наказания, в Москве автомобили с нечитаемыми номерами сейчас отправляют на штрафстоянки. В Антитеррористической комиссии объяснили, что машины, владельцев которых было невозможно идентифицировать, считаются потенциально опасными.
Нарушение на ЖД-переезде
Минтранс уже не первый год добивается введения новых штрафов за нарушения ПДД на железнодорожных переездах. Речь идет о пересечении железнодорожного пути при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора. Нарушителя планируют штрафовать на 5 тыс. руб. вместо нынешней тысячи.
Кроме того, сам штраф нельзя будет оплатить со скидкой. Фиксировать нарушения будут специальные камеры, которые хотят устанавливать над ЖД-переездами. Такие меры объясняются ростом числа подобных нарушений со стороны водителей, что ведет к многочисленным ДТП.
Остановка на автомагистрали
В России растет число ДТП, которые произошли из-за остановки транспортных средств в неположенных местах на автомагистралях. В Минтрансе подчеркнули, что аварии, связанные с наездом на стоящие на обочине и в других запрещенных местах автомобили, всегда носят тяжелый характер.
Повлиять на это Минтранс предложил с помощью ужесточения наказания за нарушение. Вместо 1000 руб. ведомство предложило штрафовать за остановку в неположенных местах на 3000 рублей. Помимо этого на дорогах собираются установить дополнительные знаки «Остановка запрещена» и нанести желтую сплошную дорожную разметку.
Превышение скорости на 10 км/ч
Возвращение нештрафуемого лимита в +10 км/ч вместо действующих +20 км/ч обсуждают сразу несколько ведомств. Например, Минтранс предлагает ввести штраф в 500 руб. за превышение скоростного лимита на 10–20 км/ч. В МВД, в свою очередь, считают, что наказывать за это нарушение следует только в населенных пунктах.
В ГИБДД предложение поддерживают, однако сначала требуют провести полную ревизию дорог в стране, чтобы определить наиболее оптимальный скоростной режим движения для автомобилистов на каждом участке. Такая проверка трасс в стране может занять несколько лет.
(«AUTONEWS» от 22 апреля Дмитрий Александров)
Подробнее на Autonews:
http://www.autonews.ru